Совокупность лжи. Роджер Феррис (Леонардо Ди Каприо)
- полевой агент ЦРУ на Ближнем Востоке. Он
занимается отслеживанием террористов и их
операций. Руководит Феррисом
высокопоставленный церэушник Эд Хоффман (Рассел
Кроу) - человек глубоко семейный, глубоко
циничный и глубоко церэушный. Между
Феррисом и Хоффманом есть огромная разница:
Хоффман сидит в теплом кабинете в Лэнгли,
окруженный самыми современными видами
связи разведки, а Феррис копается во всяком
дерьме, ежедневно рискуя жизнью. При этом
Хоффман не считает нужным посвящать
Ферриса в детали, которые могут спасти его
жизнь или стоить ему жизни, да и вообще -
Феррис видит только тот участок операции,
который ему открывают церэушные шоры.
Неудивительно, что Феррис от этого в
бешенстве.
Впрочем, у Роджера вроде как
наметилось повышение. Он хорошо провел одну
опасную операцию в Ираке, но во время нее
погиб его иракский напарник. Теперь
Хоффман направляет Ферриса в Иорданию.
На этот раз его главная цель -
новый влиятельный террорист из "Аль-Кайды"
Аль-Салим (Алон Абутбул). Он совершает
террористические операции по всему миру, и
американское начальство требует от ЦРУ
немедленно поймать этого опаснейшего
человека.
Хоффман делает Ферриса
руководителем иорданской операции по
поимке Аль-Салима. Но Феррис решает
провести операцию не так, как церэушники
действуют обычно. Он связывается с
министром безопасности Иордании Хани
Саламом (Марк Стронг), который также
охотится за Аль-Салимом, и предлагает
деловое партнерство. Феррис обещает
делиться с Хани всей информацией,
относящейся к данному террористу, и
координировать свои действия с ним. Хани
взамен также должен предоставлять
информацию, сотрудничать и помогать
агентами, с которыми у ЦРУ в этом регионе
очень трудно. Хани соглашается, но
предупреждает Ферриса о том, чтобы
американцы не врали. Любое вранье - и
сотрудничество будет расторгнуто.
Дальше начнется длительная и
очень сложная операция по поимке Аль-Салима,
в течение которой напропалую будут врать
все - Хоффман, Феррис и даже сам Хани.
***
Фильм "Совокупность лжи"
поставлен по одноименному роману Дэвида
Игнаниуса. Впрочем, читавшие книгу говорят,
что фильм очень заметно отличается, так что
он сделан скорее по мотивам, нежели
непосредственно по роману. Я книгу не читал,
поэтому будем говорить исключительно о
фильме.
Сценарий "Совокупности лжи"
откровенно слабый. Особенно когда
начинаешь анализировать происходящее уже
после просмотра. (Это, впрочем, обычное дело.
Хорошие фильмы, как хорошие вина, от
выдержки становятся только лучше, а
ординарные дешевки в момент принятия могут
слегка повеселить, но потом от них сильно
болит голова.) Тема, конечно, модная -
геополитика, террористы, джихад, смертники,
Ближний Восток, "Аль-Кайда", ЦРУ,
слежение со спутника и все такое. Но когда
смотришь "Совокупность лжи", возникает
впечатление, что все это уже сто раз было: и
плохие дядьки-церэушники, и полевые агенты,
вернувшиеся с холода, и красивая арабская
девушка, и подставы, и гибель агентов, и
сплошная ложь со всех сторон.
Что нового можно узнать из этого
фильма? Да ничего! То, что все всегда врут -
спецслужбы, террористы, начальство и агенты?
Тоже мне бином Ньютона. То, что для
спецслужб, как и для террористов, люди -
мусор? Да это вроде как давно общеизвестно.
То, что арабский мир сильно отличается от
западной цивилизации и что умом арабию не
понять? Об этом сняты уже десятки, если не
сотни фильмов.
Самая странная и нелогичная
фигура в этом фильме - главный герой Феррис.
Он давно работает церэушным оперативником
на Ближнем Востоке. (Кстати, в книге он вовсе
не боевой суперагент, а обычный оперативник.)
Знает арабский, изучил традиции и обычаи
Востока, полюбил арабский мир, но
одновременно понимает, что террористов
нужно уничтожать. Запросто может убить
человека, но при этом крайне сентиментально
относится к гибели напарников. Служит
Родине, но одновременно оспаривает приказы,
костерит во все корки Хоффмана и в момент
выполнения очень опасного задания базарит
по телефону со своим адвокатом по разводу. (Мы
с Бубликом в этот момент даже подумали, что
это не политический триллер, а комедия-пародия.)
Ну и где-то с момента создания
подставной террористической организации и
до конца фильма деятельность и мотивация
Ферриса также уходят куда-то в область
чистой пародии: ах, он подставил
архитектора, ах, он типа как собирался его
спасти, хотя на сто процентов знал, что
мужика растерзают, ах, он готов отдать свою
голову за красотку медсестру - какой пассаж!
А уж финальная сцена в застенках гестапо
террористов, где Феррис выдает какую-то
чушь из серии, как правильно нужно
анализировать Коран, и орет: "Стреляй,
падла, в комсомольскую грудь, все равно на
мое место придут новые коммунары!" - тут
мы с Бубликом просто рыдали, до того по-дурацки
это все смотрелось.
***
DOWNLOAD MOVIE
|